Досудебный или иначе претензионный порядок урегулирования спора призван разрешить возникший конфликт между контрагентами, не доводя дело до суда, тем самым, экономя время и средства как самих участников конфликта, так и ресурсы судебной системы. Однако на практике это не всегда так. Часто такой порядок служит предупреждением для недобросовестного контрагента и за период времени, который отведен на мирное урегулирование спора, такой контрагент прячет основные средства и способствует затягиванию процесса.
Итак, претензионный порядок предусмотрен для всех споров, возникающих из гражданских правоотношений.
Исключения составляют споры об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дела о несостоятельности (банкротстве), дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц, дела приказного производства, дела, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В случае несоблюдения претензионного порядка, исковое заявление возвращается арбитражным судом.
Таким образом, до предъявления иска в арбитражный суд, необходимо направить претензию, а по истечении 30 дней с момента направления претензии можно обращаться в суд.
Стороны не могут в договоре отменить досудебный порядок урегулирования споров. Однако они могут изменить срок направления ответа на претензию, как в меньшую, так и в большую сторону. А так же могут предусмотреть особый порядок для претензионного урегулирования, например, направлять претензию и ответ на нее по электронной почте, указанной в договоре.
Законом не предусмотрены какие-либо обязательные требования к форме и содержанию претензии, но судебная практика предъявляет такие требования:
- обязательная письменная форма претензии;
- требования в претензии должны быть четко сформулированы и указаны обстоятельства, на которых эти требования основаны;
- если требование может быть выражено в денежной форме, то необходимо указать его сумму и расчет;
- из документа должно быть понятно, что это именно досудебная претензия.
Важно указывать в претензии именно те требования, которые в последующем будут заявлены в иске.
В случае если досудебный порядок не смог поспособствовать мирному урегулированию конфликта, вместе с иском в суд необходимо будет подать саму претензию и доказательства ее отправки.
Суду важен факт отправки претензии, а получил ее ответчик или нет, не является основанием для признания претензионного порядка не соблюденным.
Самый распространенный и легко доказуемый способ отправки претензии через Почту РФ заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
При вручении претензии под расписку необходимо предъявить два экземпляра, один для ответчика, другой возвращается предъявителю с отметкой о вручении, где указывается время, должность, ФИО и подпись лица принявшего претензию. При этом важно вручить претензию должностному лицу, у которого есть соответствующие полномочия на принятие таких документов.
Возможен вариант оправки претензии курьерской службой, но тут важно помнить, что в накладной должны быть указаны переданные документы.
В договоре можно предусмотреть особый порядок отправки претензии и ответа на нее, главное в суде доказать факт наличия письменной претензии и ее отправки.