+7 (495) 649 82 85
+7 (495) 545 47 72
Москва,
ул. Дербеневская, д.1, стр.1
info@cppideal.ru

Досудебный порядок урегулирования спора в арбитражном суде

Предпринимательская деятельность редко обходится без спорных ситуаций. В том случае, если у Вас возникают обоснованные претензии к контрагентам, не спешите писать исковое заявление в суд. Сейчас все споры, возникающие из гражданских правоотношений, передаются на разрешение арбитражного суда только после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию.
Досудебный или иначе претензионный порядок урегулирования спора призван разрешить возникший конфликт между контрагентами, не доводя дело до суда, тем самым, экономя время и средства как самих участников конфликта, так и ресурсы судебной системы. Однако на практике это не всегда так. Часто такой порядок служит предупреждением для недобросовестного контрагента и за период времени, который отведен на мирное урегулирование спора, такой контрагент прячет основные средства и способствует затягиванию процесса.

Итак, претензионный порядок предусмотрен для всех споров, возникающих из гражданских правоотношений. 
Исключения составляют споры об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, дела о несостоятельности (банкротстве), дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц, дела приказного производства, дела, связанным с выполнением арбитражными судами функций содействия и контроля в отношении третейских судов, дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, а также, при обращении в арбитражный суд прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов в защиту публичных интересов, прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В случае несоблюдения претензионного порядка, исковое заявление возвращается арбитражным судом.
Таким образом, до предъявления иска в арбитражный суд, необходимо направить претензию, а по истечении 30 дней с момента направления претензии можно обращаться в суд.

Стороны не могут в договоре отменить досудебный порядок урегулирования споров. Однако они могут изменить срок направления ответа на претензию, как в меньшую, так и в большую сторону. А так же могут предусмотреть особый порядок для претензионного урегулирования, например, направлять претензию и ответ на нее по электронной почте, указанной в договоре. 
Законом не предусмотрены какие-либо обязательные требования к форме и содержанию претензии, но судебная практика предъявляет такие требования:
  • обязательная письменная форма претензии;
  • требования в претензии должны быть четко сформулированы и указаны обстоятельства, на которых эти требования основаны;
  • если требование может быть выражено в денежной форме, то необходимо указать его сумму и расчет;
  • из документа должно быть понятно, что это именно досудебная претензия. 

Важно указывать в претензии именно те требования, которые в последующем будут заявлены в иске.
В случае если досудебный порядок не смог поспособствовать мирному урегулированию конфликта, вместе с иском в суд необходимо будет подать саму претензию и доказательства ее отправки.
Суду важен факт отправки претензии, а получил ее ответчик или нет, не является основанием для признания претензионного порядка не соблюденным.

Самый распространенный и легко доказуемый способ отправки претензии через Почту РФ заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении.
При вручении претензии под расписку необходимо предъявить два экземпляра, один для ответчика, другой возвращается предъявителю с отметкой о вручении, где указывается время, должность, ФИО и подпись лица принявшего претензию. При этом важно вручить претензию должностному лицу, у которого есть соответствующие полномочия на принятие таких документов.
Возможен вариант оправки претензии курьерской службой, но тут важно помнить, что в накладной должны быть указаны переданные документы.
В договоре можно предусмотреть особый порядок отправки претензии и ответа на нее, главное в суде доказать факт наличия письменной претензии и ее отправки.